Денис Кокорин (enjoy_england) wrote,
Денис Кокорин
enjoy_england

Categories:

Разговор с духом Шекспира



В 19 веке в Европе и Северной Америке начали распространятся теорийки, что, дескать, Шекспира написал не Шекспир, которые оказались весьма живучи и находят приверженцев по сей день. Но из-за полного отсутствия документов, подтвердивших бы их правоту, выразителям этих идей приходилось порой идти на ухищрения. Об одном таком занятном случае я вам сейчас расскажу. Но сперва - введение в контекст. Для большей краткости я изложу все по пунктам, ограничась только самым, на мой взгляд, существенным.

Пункты

  • В 1564 году в Англии в городе Стратфорде-на-Эйвоне появляется на свет Уильям Шекспир. Отметим, что в том же году родился и Галилео Галилей, что, однако, к делу совсем не относится.

  • Творческая деятельность Шекспира приходится на период с начала 1590-х годов (может быть, с конца 1580-х) до, скажем, 1613 года. Его пьесы и поэмы пользуются чрезвычайной популярностью. По подсчетам профессора Колумбийского университета Джеймса Шапиро (ему можно верить – очень тонкий знаток), примерно с 1598 года до кончины Барда в 1616 году было опубликовано не менее 50000 (пятидесяти тысяч) книг с его фамилией на титульном листе. Такими цифрами, по утверждению того же историка, не может похвастаться ни один драматург эпохи.

Король Лир 1608 года

  • В период после смерти Шекспира и до закрытия, по причине пуританского разгула, театров в 1642 году пьесы Барда постепенно теряют популярность: публика отдает предпочтение постановкам современных авторов, в частности Бена Джонсона и Джона Флетчера. Это вполне объяснимо: наша молодежь в своем большинстве тоже предпочитает смотреть современные фильмы (а не Феллини и Годара) и слушать модную музыку (а не Джимми Хенрикса и Лед Зеппелин).  

  • 1642-1660: гражданская война, победа парламентариев, установление пуританской диктатуры. Пуритане были горячими противниками театра. А как иначе? Спектакли идут с двух часов дня до наступления темноты - в рабочее время, которое добрые христиане должны посвящать честному труду и богоугодным и душеспасительным делами; на сцене часто звучат всевозможные скабрезности и матерная брань; женские роли исполняют мальчики, то есть мальчики наряжаются женщинами; и так далее. Так что театры закрываются и даже физически уничтожаются.

  • В 1660 году восстанавливается монархия, на трон восходит Карл II, который все эти тревожные годы отсиживался во Франции. Карл – пламенный поклонник театра, поэтому он тотчас же распоряжается возобновить в стране театральную жизнь. Начинают активно ставить пьесы Шекспира. Звезда Барда снова восходит и с каждым годом разгорается все ярче.

Карл II

  • В 18 веке Шекспир превращается в персону, отбрасывающую божественный свет, не в последнюю очередь благодаря талантам актера Дэвида Гаррика – мегазвезды английской сцены (один французский дипломат тех времен как-то сказал, что в Англии есть два влиятельных человека: король и Дэвид Гаррик) и устроенного им в 1769 году Шекспировского Юбилея, который начался в Стратфорде, а завершился на сцене театра Drury Lane (постановка этого действа также прогремела в Германии). Выражение «божественный свет» я использую не метафорически, а совершенно натурально. Дэвид Гаррик в своем саду держал настоящий посвященный Барду алтарь, а во время Юбилея 1769 года актер под всеобщее одобрение и восхищение исполнил написанную им самим балладу (мой перевод в прозе): «Зрите сей кубок! Его вырезали из древа, кое ты, сладчайший Шекспир, посадил. Как реликвию его я лобзаю! Все, чего касалась твоя рука – божественно во веки веков!»

(Behold this fair goblet, 'twas carv'd from the tree
Which, O my sweet Shakespeare, was planted by thee;
As a relick I kiss it, and bow at the shrine,
What comes from thy hand must be ever divine!)

Примечание
Имеется в виду тутовое дерево, которое якобы сам Шекспир посадил в своем саду, которое в середине 18 века новый владелец шекспировского дома срубил и из которого потом изготавливали всевозможные сувениры. Изделий, естественно, было гораздо больше, чем древесины, но это – одна из тех деталей, которые не имеют значения, когда речь идет о вере.


Дэвид Гаррик в роли Ричарда III

  • В 18 веке по понятным причинам к личности Шекспира вспыхивает бурный интерес, и энтузиасты устремляются в архивы, чтобы отыскать о нем какие-нибудь сведения. Но все, что они находят, касается исключительно бизнеса: документы о приобретении недвижимости и земельных участков; акты о судебных исках, которые Бард подавал на своих должников и проч. Ничего личного – ни записок, ни писем, ничего. В итоге образовалось два Шекспира: автор со сводом своих трудов и делец, который покупал, продавал и занимался ростовщичеством. Но 18-й век был эпохой прагматиков. Поэтому никто не принимается кричать, мол, как так, великий поэт, икона, так сказать, нашей культуры, почти святой человек и вдруг жажда наживы! Напротив, звезда английской словесности Сэмюель Джонсон утверждал, что «любой человек, если он не идиот, пишет ради денег». И да – Шекспир неплохо зарабатывал, а на заработанное приобретал имущество и свои доходы стремился преумножать. Так что в этот период проблем с этим расхождением ни у кого не возникает.

Сэмюель Джонсон

  • Другое дело век 19-й. Романтики создали образ творца (художника), который стоит выше обычных людей и живет исключительно творчеством и ради творчества и не разменивается на такие низменные материи, как деньги. И тут уже начинают покрикивать о том, что великий ПОЭТ не мог, не должен был, не имел права расходовать данную ему Богом энергию на мыслишки о презренном металле. И, вероятно, тот хапуга, о котором мы знаем из документов, не имеет к БАРДУ никакого отношения..! Оставалось только выявить того, кто мог бы иметь. И выявили (не имея, впрочем, для этого никаких оснований): им стал чрезвычайно популярный в то время Фрэнсис Бэкон, который на протяжении доброй половины 19 столетия был главным претендентом на авторство шекспировских пьес и поэм.


Фрэнсис Бэкон

  • В начале 20-го века появляется новый кандидат – 17-й граф Оксфорд Эдвард де Вер, который, обратим внимание, скончался в 1604 году. В настоящий момент на Западе это, вероятно, самый популярный Лжешекспир.

В этом перечне я, конечно, опустил много нюансов, но в мои планы не входило рисовать полную картину и написанного вполне достаточно, для того чтобы перейти к рассказу...

Про замечательного человека

Литератор Перси Аллен, будучи страстным поклонником шекспировских произведений, пребывал в непоколебимой уверенности (совершенно, заметим, беспочвенно) в том, что произведения эти написал граф Оксфорд. И не просто пребывал в уверенности, но бурно на этот счет фантазировал: в 1933 году он выдвинул теорию, что Эдвард де Вер был тайным любовником королевы Елизаветы и что в результате их союза на свет появился не кто иной как Генри Райотли – граф Саутгемптон, тот самый, которому Шекспир посвятил свои поэмы Venus and Adonis и The Rape of Lucrece.

Граф Саутгемптон

В оксфордианских кругах теорию приняли далеко не все: некоторые утверждали, что подобные заявления выставляют всю их компанию на посмешище, а Зигмунд Фрейд (тоже оксфордианец) даже написал Аллену гневное письмо, в котором потребовал немедленно все это прекратить. Но литератор не прекратил, и теория, вошедшая в историю под названием Prince Tudor, имеет, насколько мне известно, сторонников до сих пор.

Примечание
В 1921 году (по некоторым сведениям в 1922-м) в Англии возникло общество Shakespeare Fellowship, которое объединило людей, сомневавшихся в авторстве Шекспира и стремившихся найти истинного Барда. Но уже через несколько лет его члены сосредоточились на кандидатуре графа Оксфорда.

Прошло десять с небольшим лет, в течение которых Перси Аллен и его соратники отчаянно пытались раскопать в документах хотя бы малейший намек на то, что Оксфорд имел отношение к шекспировским пьесам. И не в силах больше носить на сердце тяжкий груз неизвестности в 1946 году на собрании общества Shakespeare Fellowship, где он имел честь занимать пост президента, Аллен заявил, что намерен обратиться к услугам медиума, присовокупив, что, если его коллеги возражают против такого подхода, он готов освободить свою должность. Собравшиеся проголосовали и практически единогласно, за исключением одного члена, приняли отставку.


Эдвард де Вер, граф Оксфорд

Спиритизмом Аллен увлекся еще в начале 1920-х годов, вероятно, наслушавшись ярких рассказов об этом предмете Артура Конан Дойля – автор историй про Шерлока Холмса был страстным любителем сеансов. Трудно сказать, как часто литератор прибегал к этой практике, но об одном случае известно наверняка. В 1939 году скончался его любимый брат-близнец Эрнест, и Перси впал в депрессию. Не зная, как справится с кризисом, он обратился к известнейшей на тот момент специалистке по общению с духами Хестер Дауден, чтобы она связала его с братом. Произошел сеанс, контакт с Эрнестом был установлен и состоялось общение, которое принесло Перси большое облегчение. Поэтому не удивительно, что и в этот раз он пошел за помощью к этой женщине.

Артур Конан Дойл

Несколько слов о Хестер Дауден. В первую очередь необходимо отметить, что она очень неплохо владела касающимся Барда материалом: ее отец, Эдвард Дауден, был профессором литературы и автором нескольких книг по Шекспиру. Что же до ее спиритического метода, то он, насколько можно судить, выглядел следующим образом. Она, предположительно, впадала в некое особое состояние, проникала в потусторонее, где встречалась со своим проводником, которым в тот период был древний грек по имени Иоаннис (в англоязычных материалах пишут Johannes), и с его помощью выходила на заказанного духа. Она с ним беседовала, и в процессе разговора ее рука, сама по себе, водила пером по бумаге, записывая все, о чем шла речь. Это называют автоматическим письмом. Способ наивыгоднейший, поскольку при нем уличить медиума в шельмовстве никак невозможно. Примечательно, что, находясь «там», она не теряла связи с действительностью и во время сеанса ей задавали вопросы, которые она передавала невидимым собеседникам. В любом случае, если я не совсем точен в каких-то технических деталях, сути это не меняет.

Хестер Дауден

Однако имелся пикантный нюанс. Буквально за пару лет до описываемых событий к этой особе уже приходил один шекспиролог – Альфред Додд. Она свела его с духом Фрэнсиса Бэкона, и тот, к радости Додда, объявил, что автором приписываемых Уиллу из Стратфорда произведений является он, о чем Альфред рассказал в книге The Immortal Master, вышедшей в 1943 году.

Примечание
Первое обращение к медиуму за сведениями о Шекспире произошло, вероятно, в 1910 году. Господин по имени Джон Лобб связался с духом самого Барда, который заверил его, что все написал он. В результате, удовлетворенный искатель истины написал книгу Talks with the Dead.

Но Аллена нюанс не смутил. Он ангажировал Хестер Дауден на несколько сеансов, и она устроила ему беседы со всеми, с кем он просил, а именно: с графом Оксфордом, Фрэнсисом Бэконом и Уильямом Шекспиром. Причем встречи были групповыми – с участием всех троих одновременно.

Бэкон сообщил, что все пьесы и поэмы написал в основном граф Оксфорд, а Уилл из Стратфорда специализировался на комедиях и адоптировал материал для сцены. Сам же Бэкон выполнял роль чего-то вроде критика и консультанта. Духи также подтвердили верность теории «Принца Тюдора» - Оксфорд действительно был любовником королевы и отцом Саутгемптона (на этих словах сердце Аллена, должно быть, билось с удвоенной скоростью). Кроме того, Уилл вкратце рассказал свою биографию. Ну и, наконец, все трое поведали Аллену, что в могиле Шекспира хранятся манускрипты шести пьес: Гамлета, Короля Лир, Отелло, Макбета, Ричарда II и Генриха V. Причем расположены они особым образом: две рукописи у ног покойника, две – у головы и две – на груди.


Могила Шекспира

Аллен так воодушевился услышанным, что помчался сообщать о сенсации издателям. Но те энтузиазма не выказали и потребовали хоть каких-нибудь вещественных доказательств, например, поэм. Перси вернулся к Дауден и спросил, не соблаговолит ли Оксфорд воскресить в памяти несколько стихотворений. Ждать пришлось три недели, по прошествии которых Хестер вручила ему конверт с сонетами. Как отмечает Джеймс Шапиро, они сильно уступали в качестве сонетам Шекспира….

Закончилось это увлекательное общение книгой Перси Аллена Talks with Elizabethans. Однако сенсации, вопреки его ожиданиям, она не произвела.

На этом все. Удачи!

(С) Денис Кокорин


Подписывайтесь на Занимательную Англию в соцсетях:
Facebook, VK, Дзен

Tags: Англия, Великобритания, Шекспир, литература, привидение, теория заговора
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment