Денис Кокорин (enjoy_england) wrote,
Денис Кокорин
enjoy_england

Categories:

Неделя моды: кринолин, турнюр и английский нахал в Париже


Чарльз Уорт, рисунок Марии Третьяковой, 2016 г.

Очень короткое вступление

Говорят, дескать, Париж – столица моды. И в сущности верно говорят. Одно только но: отцом высокой моды, папенькой, так сказать, от-кутюра был не какой-нибудь там Франсуа или Жан-Люк, а подданный Великобритании Чарльз Фредерик Уорт.


Личная ремарка
Однажды я слышал, как в эфире какого-то украинского телеканала симпатичная ведущая сказала: «Вiт кутюр».


Вот как это случилось

Во-первых: Чарльз родился в Англии в 1825 году в обеспеченном семействе потомственного адвоката. Однако отец его начал проявлять чрезмерный интерес к напиткам и вскорости деградировал, а потом вообще ушел в неизвестном направлении, оставив жену с детьми без средств к существованию. В итоге мальчугану пришлось вкалывать с одиннадцати лет. Я страсть как люблю такие сюжеты, потому что они позволяют взглянуть на проблему алкоголизма с интересной стороны: как бы сложилась жизнь этого парня, если бы его родитель не пил? Стал бы он мировой знаменитостью?..

Во-вторых: за несколько лет трудовой жизни Чарльз научился разбираться в тканях и шить, так как судьба забросила его в текстильную промышленность. Наряду с этим он регулярно посещал картинные галереи, где с пристрастием рассматривал на полотнах костюмы былых времен. В конце концов этот тонко чувствующий юноша решил, что его жизнь будет связана с модой и, собрав свои пожитки, уехал в Париж.  

В-третьих: Чарльз прибыл во французскую столицу в 1845 году и устроился менеджером по продажам в магазин тканей и аксессуаров. В свободное от работы время он шил платья, которые (ого!) вызывали у дамочек восторг. Затем он выставил свои модели на всемирных выставках в Лондоне (The Great Exhibition 1851) и Париже (Exposition Universelle 1855) и очень неплохо засветился. А в 1857 году настырный англичанин открыл свою «лавку» Maison Worth  на улице Мира 7 (Rue de la Paix).


Дом моды Уорта на улице Мира 7, Париж, 1894 г.

В-четвертых: некоторые люди рождаются под счастливой звездой, а если к этому еще добавить щепотку таланта и пару ложек предприимчивости, то успех может быть просто ошеломительным. Так и случилось: одеждой Уорта заинтересовались две самые модные девицы тогдашней Европы - жена Наполеона III императрица Евгения (ох!) и австрийская принцесса Паулина фон Меттерних (ах!) Нетрудно догадаться, что очень скоро Чарльз сделался самым желанным в западном мире портным.

Императрица Евгения в платье от Уорта

Залог успеха: гонор и спесь

Объяснить феномен Уорта довольно просто: в отличие от своих коллег он считал себя не ремесленником, а художником, требующим, чтобы к его искусству относились с трепетом и уважением: дорогуша, вы пришли не к работяге, который способен сшить вместе пару тряпок, а к гению, который творит красоту. Отсюда все выкрутасы. Если обычный портной должен был сам ходить к заказчику, чтобы снимать мерки и получать инструкции по поводу дизайна, то Уорт принимал своих богатеньких клиенток у себя в салоне, причем последние были убеждены, что им сделали большое одолжение.

В итоге его лавка стала чем-то вроде закрытого клуба для избранных. Это значит, что людей с улицы в Доме моды Уорта не обслуживали.

- Этот столик – для иностранцев!


Кадр из фильма «12 стульев»

В самом деле, чтобы одеваться у дерзкого англичанина, женщина должна была иметь рекомендации от уже имеющегося клиента. В противном случае: «Охрана!» В этой связи было немало скандалов. Кутюрье, говорят, не церемонился, и многие зажиточные барышни уходили от него в слезах, что делало его салон еще более привлекательным. Конечно, будь Уорт из местных, этот номер бы у него не прошел. Но так как человеком он был приезжим, то есть вне французской классовой системы, то ему многое позволялось.  

Ну а теперь пару технических деталей о его профессиональных достижениях и нововведениях. Во-первых, Уорт был первым, кто начал делать сезонные коллекции. Во-вторых, он был первым, кто внедрил массовое изготовление копий своих платьев, естественно, по лицензии. В-третьих…впрочем, хватит.


Кринолин

- Собственно… так сказать… ну, словом… что теперь носят?

Кадр из фильма «Служебный роман»

Не берусь сказать, почему так произошло. В средние века женщины носили красивые платья без всяких эксцессов. Но где-то в 15 веке на Пиренейском полуострове решили, что лучше всего señoras и señoritas выглядят при пропорциях 70-20-500 и придумали штуку под названием verdugado. Это каркас, из-за которого нижняя часть женского платья становится неприлично широкой (то есть спереди и сзади – плоско, а по бокам – о-го-го). Приспособление тут же подхватили жители Альбиона, назвав его farthingale.

Королева Англии Елизавета I, портрет работы Маркуса Герартса младшего, 1592 г.

Историческая справка
В средние века англичане делали стулья со спинкой и подлокотниками. Но из-за появления farthingale от подлокотников пришлось отказаться, чтобы барышни в модных платьях могли нормально сидеть.

Мода на необъятный низ сошла на нет только в начале 19 века, когда дамы, подражая древним, принялись носить легкие платья с высокой талией.


Бал в Лондоне, 1823 г.

Однако к 1830-м годам случился рецидив - в виде кринолина. Это была, грубо говоря, широкая юбка, под которую надевалось много «подъюбок» (petticoats). В итоге создавался объем, приводивший викторианцев в страшный восторг.

Карикатура на кринолин. Текст снизу: «Подумать только, моя милая Джулия, что наши матери носили такие смешные платья».

Примечательно, что «подъюбки» изготавливались из плотных тканей, а число их в одном наряде могло достигать десяти штук, что без всякого сомнения приводило к повышенной потливости в жаркое время.

Герцогиня Кентская

Но в 1856 году произошло событие, которое позволило модницам вздохнуть с облегчением (выражение вздохнуть с облегчением я использую метафорически, потому что тотальная корсетизация не позволяла женщинам тех времен свободно дышать): заботливые мужчины придумал конструкцию из стальных обручей, которую тоже стали называть кринолином. Эта штука избавляла от необходимости использовать поддевы. Однако тут имелись свои нюансы. Новое приспособление требовало чрезвычайной плавности движений: при порывистой ходьбе оно начинало раскачиваться, вызывая у кринолиноносиц страшный конфуз. Одним словом, барышням пришлось заново учиться ходить – чинно и статно. Феминистки, которых в то время было еще не так много, уверяли, что женщин специально упаковывают в корсет и кринолин, чтобы максимально ограничить их свободу.

Сатирический журнал Punch (основан в 1841 году) это дело, конечно, немилосердно высмеивал.


Карикатура на кринолин, Punch, 1856 г.

Служанка в юбке с кринолином, Punch, 1862 г.

Карикатуристы вообще были щедры на остроты.


Карикатура на кринолин, Джордж Крукшанк, 1850 г.

Подул сильный ветер, 1860-е

Хотя по большому счету в карикатурах особенной надобности не было, потому что все это можно было увидеть вживую.

Этому пылкому кавалеру непросто дотянуться до своей возлюбленной. Фото: 1865 г.

Даже не знаю, что сказать. Фото: 1865 г.

Викторианцы на отдыхе. Особенно хороша девушка слева. Фото: 1860 г.

Зацепилась. Фото: 1858 г.

Смех смехом, а иногда ношение таких модных нарядов могло привести к трагедии. Например, в октябре 1871 года в графстве Монахан (на севере Ирландии) был бал, на котором присутствовали сводные сестры Оскара Уайльда Эмили и Мэри. В конце вечера гостеприимный хозяин пригласил Эмили на танец. Когда они кружились в вальсе, девушке на платье случайно попал уголек из камина. Материя мгновенно вспыхнула. Мэри бросилась спасать сестру, но ее одеяние тоже загорелось. В результате обе погибли от ожогов…   

Турнюр

Чарльз Уорт активно использовал стальной кринолин и, вероятно, способствовал его популяризации. Но в 1860-х годах этот фасон ему приелся, и он сделал платье с длинным шлейфом и турнюром (bustle).

Примечание
Турнюр - набитая конским волосом подушка, которая прикреплялась к платью сзади и делала женщину похожей на кентавра.


Карикатура на турнюр, 1880-е (?)

Новая модель была просто катастрофически непрактичной: шлейф волочился по полу, собирая всю грязь, а турнюр практически лишал девицу возможности сидеть. Так что приходилось выбирать: либо ты на стиле, но весь день на ногах, либо сиди себе на здоровье, но подальше от благородного общества. В этой связи авторитетнейший в те времена искусствовед Джон Раскин сказал в 1876 году: «Глядя на то, как англичанки подметают своими платьями улицы, я потерял веру в здравый смысл».

Платье с турнюром и шлейфом, 1875 г.

Тем не менее Уорт очень гордился этим нововведением, считая его своим наивысшим достижением. «Я свергнул кринолин», - говорил он хвастливо.

Чарльз Уорт

В 70-х годах турнюр был сравнительно скромного размера, но к 80-м он раздулся до неприличия.


Прогресс турнюра

Однако дальше дело не пошло, и в 1890-х турнюры носить перестали.

Провожая уходящее столетие, редактор журнала The Tailor and Cutter написал в 1898 году: «Накрахмаленная манишка будет занятным экспонатом для историков, интересующихся портняжными орудиями пыток 19 века». Что ж, справедливое замечание. Но на мой взгляд, манишка – ничто по сравнению с корсетом, кринолином и турнюром.

(С) Денис Кокорин
_____________________________________
Подписывайтесь на Занимательную Англию в соцсетях:
https://www.facebook.com/enjoyenglandblog
http://vk.com/enjoy_england
https://www.instagram.com/enjoy_england

Tags: Великобритания, Париж, Франция, Чарльз Уорт, кринолин, мода, турнюр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments