Секты в послереволюционной Англии



Король Яков I. Портрет работы Джона де Критса, 1606 г.

Щупленькие ножки, нескладное туловище, огромная голова и непомещающийся во рту язык. Вот краткое описание внешнего облика короля Якова - первого представителя династии Стюартов на английском троне (James I, время правления 1603 – 1625).

Хуже: при такой внешности он отличался абсолютистскими амбициями, то есть был убежден, что раз власть дана ему Богом, никто не вправе указывать, что он должен делать, а что нет. Кроме этого, он был ленив, склонен к увеселительным прогулкам и поднимающим настроение напиткам, а равно тяготел к обществу очаровательных… молодых людей (правда, у историков нет исчерпывающих сведений, чтобы установить насколько серьезным было это тяготение).

Еще хуже: будучи изначально королем Шотландии (James VI), он прибыл к английскому двору в окружении прихлебаев, которых не стеснялся щедро осыпать материальными благами, за счет, конечно, бюджетных денег.

Одним словом, Яков не обладал ни брутальностью Генриха VIII, который мог запросто запугать своих оппонентов (на некоторых картинах этот здоровяк чем-то похож на толстого Гошу Куценко, так что сами понимаете…), ни тонкостью ума своей непосредственной предшественницы Елизаветы, которая была искусным политиком. Поэтому неудивительно, что проблемы с парламентариями у него начались уже в первый год правления: те утверждали, что у них есть права, от которых они не намерены отказываться, а этот – что ему плевать, ибо он - помазанник Божий.


Король Генрих VIII. Портрет работы Ганса Хольбейна, 1537 г.

Прокутив на троне до 1625 года, Яков скончался, и на престол взошел его сын – Карл I. Он отличался более солидной внешностью, однако норовом, в смысле нежелания идти на уступки, был даже хуже отца. В результате к 40-м годам конфликт с парламентом достиг такой силы, что в стране началась гражданская война, окончившаяся казнью короля (1649).

Казнь Карла I

Обо всем этом я пишу только для того, чтобы задать фон. А рассказать я хочу вот о чем. После переворота в стране была установлена республика, которая, правда, протянула всего несколько лет: с 1649 по 1653 гг. Тем не менее в этот период произошло много чего интересного. В частности, была отменена цензура и объявлены многочисленные свободы. И многие люди, пользуясь моментом, вдарились в духовную самодеятельность. То есть принялись по-своему интерпретировать слово Божие и объединяться в группы по интересам. Иными словами в секты, о которых вкратце и пойдет речь. Отмечу сразу, что некоторые из этих групп возникли еще в начале XVII века и даже раньше, но в постреволюционный период пространство для религиозной деятельности временно расширилось, чем они и воспользовались.

Итак, баптисты (baptists, dippers – те, кто погружается в воду). Они полагали, что обряд крещения (baptism) нужно проходить по достижении зрелости, когда человек уже способен делать осознанный выбор и принимать решения. Однако в те времена такой подход у многих вызывал ужас. Ведь получалось, что в обществе будет много некрещеных детей, отроков и юношей, а это, извините, никуда не годится.


Встреча друзей-баптистов. Иллюстрация из Illustrated History of England Джона Кассела

Далее, сикеры (seekers - ищущие). Согласно их мнению, истина не лежит просто так на блюдечке: ее нужно найти. Поэтому они ходили от одной группы к другой, пытаясь отыскать правильный путь к Всевышнему. Кто-то из них вообще полагал, что время для истинной веры еще не наступило и остается только ждать. В целом эти ребята были довольно безобидны: одни искали, другие ждали, при этом благочиния никто не нарушал и шума не поднимал.

А вот на диггеров (diggers - копатели) представители элиты смотрели совсем другими глазами. Те утверждали, что Библия не дает добро на частную собственность и все имущество, особенно землю, нужно взять и поделить. Поэтому они вооружались лопатами и шли вскапывать общинные земли, призывая крестьян следовать их примеру. Эти товарищи даже собирались в коммуны. Но в итоге у них ничего не вышло, потому что коммунистические идеи на Западе приживаются плохо.


Джерард Уинстенли - один из столпов движения диггеров

Следующие - рантеры (ranters - болтуны). Мои любимые. Они уверяли, что ни один поступок не является грехом, пока ты сам не считаешь его таковым. То есть грех, на их взгляд, – это вопрос воображения. И даже если ты регулярно напиваешься, подворовываешь и заглядываешь девчонкам под юбки, но делаешь это с любовью к Господу в сердце, то ты никакой не грешник, а даже наоборот. Понятно, что этих любителей наслаждений не очень жаловали.


Иллюстрация из работы Джона Ридинга The Ranter's Ranting, 1650 г.

И, наконец, квакеры (quakers – трепещущие перед Богом). Тоже довольно любопытное явление. Они были убеждены, что Божья искорка есть в равной степени в каждом человеке, независимо от его происхождения и положения в обществе. Иными словами, герцог и аббат – ничуть не лучше крестьянина. Квакеры подчеркнуто презирали сословную систему, что, конечно, вызывало приступы бешенства, как у светских, так и религиозных властей. Примечательно, что искорка у последователей этого учения иногда разгоралась настолько ярко, что во время проповедей они частенько начинали куражиться и откровенно хулиганить. Кроме этого, «трепещущие» выступали за равенство полов, что в то время было совершенно шокирующей идеей.


Встреча квакеров. Гравюра 17 в.

На этом, пожалуй, закруглюсь. Список, конечно, неполный, но в него занесены самые, на мой взгляд, заметные течения. Совершенно очевидно, что такой хаос быстро надоел тем, кто собирался управлять страной. Поэтому вскоре свобода закончилась, и начался период протектората (1653 – 1659), после которого в Англии, уже навсегда, восстановили монархию (1660). Но об этом как-нибудь потом.