Мэри Фрит: воровка и знаменитость


Мэри Фрит. Изображение 1859 г.

Она носила дублет и бриджи, курила трубку и непристойно выражалась, выпивала и дебоширила. Встречайте: Мэри Фрит – воровка, сутенерша, скупщица краденного и разбойница с большой дороги.

Эта замечательная женщина родилась то ли 1584, то ли в 1589 году в Лондоне в семье сапожника и домашней хозяйки. Сообщают, что уже в раннем детстве Мэри отличалась воинственным нравом и склонностью к мошенничеству. И в 1600 году она заработала свою первую «судимость» за кражу 2 шиллингов 11 пенсов. Очевидно, малолетняя карманница срезала кошель у какого-то ротозея.


Монета 6 пенсов 1593 г.

Ее дядя-священник полагал, что всему виной дурное окружение. Поэтому у него возникла светлая мысль отправить племянницу в Америку. Дескать, новое место, новые люди, новые впечатления выведут ее на ровную дорогу. Он даже посадил свою непутевую родственницу на торговое судно. Однако строптивая девчонка спрыгнула в воду, доплыла до берега и с дядюшкой больше никогда не общалась.

И зажила Мэри на полную катушку, шлифуя свои воровские навыки, расширяя круг сомнительных знакомств и шпаная в злачных тавернах. Она частенько носила мужскую одежду и покуривала трубочку (по мнению многих историков, Мэри была первой в Англии курильщицей). А в том, что касается срезания кошельков, наша героиня, вероятно, достигла изрядного мастерства, за что получила солидную кличку Маня-подрезало (Moll* Cutpurse).

В итоге через десяток лет слава об этой скандальной особе стала настолько громкой, что про нее было сложено две театральных пьесы: «Безумные выкрутасы веселой Мэри» (The Madde Pranckes of Mery Mall of the Bankside), написанная Джоном Дейем в 1610 году**, и появившаяся год спустя «Девчонка-дебоширка» Томаса Мидлтона и Томаса Деккера (The Roaring Girl).


Титульная страница к пьесе «Девчонка-дебоширка» 1611 г.

А теперь небольшое отступление. Как-то раз в 1662 году английский король Карл II, который был известным театралом, присутствовал на одной постановке. Все в ней нравилось самодержцу. И, наверно, по ее окончании он ушел бы домой совершенно довольным и эстетически полностью удовлетворенным человеком. Но вдруг пьеса остановилась. Раздосадованный монарх послал своего «лакея» разузнать, что к чему. В результате выяснилось, что один из актеров, который должен был играть женского персонажа, брился. Тогда Его Величество распорядился, чтобы отныне все женские роли играли только представительницы прекрасного пола.


Маргарет Хьюз. Считается первой актрисой в Англии. Потрет работы Питера Лели, 1670 г.

Об этом я упомянул к тому, что в описываемую эпоху, то есть в первой половине XVII века, женщинам еще воспрещалось заниматься театральной деятельностью. Но Мэри Фрит плевала на законы и представала перед почтенной публикой в своем дерзком амплуа. По крайней мере в посвященной ей «Девчонке-дебоширке». Согласно современникам, она, нарядившись в мужское платье, пела под лютню песни и весело перешучивалась со зрителями (очевидно, в промежутках между действиями). В пьесе ее персонажа играл, конечно, актер. Однако есть мнение, что в некоторых актах она выходила вместо него. Только представьте себе: роль Мэри, известной своей склонностью носить мужскую одежду, исполняет мужчина, то есть мужчина играет женщину, переодетую мужчиной. При этом время от времени на сцене появляется сама Мэри, то есть она сменяет мужчину, который играет женщину, переодетую мужчиной… Одним словом, полный, но совершенно замечательный дурдом.

Власти города, естественно, считали такое поведение недопустимым. Поэтому периодически нашу героиню призывали к ответственности. Так, в 1612 году за « все хорошее» от нее потребовали принести публичное покаяние у собора Святого Павла. О-о-о какое зрелище было представлено лондонцам! Там было все: горькие слезы, безудержные рыдания, воздетые к небесам руки, одухотворенные взгляды, исполненные необыкновенной искренности речи и прочие атрибуты абсолютного раскаяния в греховных поступках. Однако позже выяснилось, что этот «концерт» был дан не в порыве внезапно проснувшейся набожности, а в связи с высокой степенью интоксикации. Да-да, девушка была пьяна…


Собор Святого Павла. Вид со стороны Темзы. Гравюра 17 в.

Кроме этого, старушка Фрит четыре раза подвергалась болезненной процедуре «клеймления руки». Это довольно интересный вид наказания, о котором следует сказать пару слов. В старой доброй Англии за многие проступки полагалась смертная казнь. Но представители религиозного истеблишмента, иными словами священнослужители, обычно избегали гибели, пользуясь «привилегиями духовенства» (Benefit of Clergy). Для того чтобы доказать причастность к церковному институту, требовалось прочесть пассаж из Библии (то есть продемонстрировать свою грамотность, которой могли похвастаться в основном «причастные»). Понятно, что к этим привилегиям примазывался всякий сброд, не имеющий к духовенству никакого отношения. Поэтому после успешного прохождения испытания виновному раскаленным железом ставили на большой палец клеймо: T – вор (thief), F – злоумышленник (felon) и M – убийца (murderer), чтобы у всякого рода мерзавцев не было возможности воспользоваться поблажкой во второй раз. Впоследствии клеймение руки стало довольно распространенным наказанием для воров (вероятно, поэтому у Фрит было четыре отметины). Но в конце XVIII столетия оно начало отмирать, а в начале XIX было вовсе упразднено.

Но вернемся к повествованию. К 1620-м годам круг деятельности Мэри заметно расширился. Помимо воровства она уже занималась сводничеством (иначе говоря, заправляла публичным домом) и скупкой краденного. Причем насчет последнего она была весьма знаменита. К ней часто шли ограбленные горемыки, удрученные утратой дорогих сердцу вещей. Шли с просьбою отыскать, то, что так грело душу, обещая не остаться в долгу. Старушка Фрит шарила по своим знакомым и нередко находила вора, который, получив вознаграждение, возвращал украденное. Таким образом Мэри можно назвать благодетельницей как одних (ворующих), так и других (обворованных) или же просто гарантом хрупкого баланса между добром и злом....

Примечательно, что жилище нашей героини отличалось необыкновенной чистотой и даже изяществом, правда, не без помощи трех служанок, работавших на полную ставку. Она любила попугаев и держала мастиффов, которых баловала, как ребятишек: у каждого была своя кроватка с простынкой и одеялком.

Когда в 40-х годах вспыхнула гражданская война, Мэри занялась разбоем и вышла на большую дорогу (она была заядлой роялисткой и совершала налеты на парламентариев, но об этом как-нибудь в другой раз). Однако ее быстро изловили и приговорили к виселице. Нетрудно догадаться, что смерти ей удалось избежать, но пришлось пройти принудительное лечение от «безумия» в больнице Бедлам (Bethlem Hospital). В 1644 ее отпустили, хотя вряд ли она осталась нормальным человеком, так как в те времена «лечение» подобного рода сводилось к деформированию черепа, что обычно заканчивалось повреждением мозга.

Бетлемская королевская больница для умалишенных (Бедлам). Гравюра, Уильям Хогарт (1697–1764)

Тем не менее Мэри Фрит прожила еще 15 лет. Она умерла в 1659 от водянки и была похоронена на кладбище церкви святой Бригитты (St Bride's Church). Говорят, что надгробную надпись на ее могильном камне сделал великий Джон Мильтон. Но памятник был уничтожен во время страшного пожара 1666 года (Great Fire of London), так что проверить это решительно невозможно.

Послесловие. В интернете на английском языке можно найти много материалов об этой легендарной женщине. Но все они более-менее одинаковые. Я рекомендую этот: http://bit.ly/1OMvOQh. Кроме того, имеется биография Мэри Фрит, написанная в 1662 году (The life and death of Mrs. Mary Frith). Так что кто заинтересовался, может ознакомиться и при желании приобрести.

* Согласно оксфордскому словарю, слово moll (mal) имеет следующие значения: а) подружка бандита б) уменьшительно-ласкательное от Mary (17 век).
** Текст пьесы не сохранился.