Евреи: изгнание и возвращение


Еврей, рисунок Марии Третьяковой, 2016 г.

Я – арабист. В смысле в университете я изучал арабский язык и сопутствующие дисциплины: историю арабских стран, экономику и проч. Полученные знания позволили мне впоследствии работать переводчиком в одной крупной организации, где было много арабов. Так вот, стою я однажды у входа в здание, курю. Подходит ко мне знакомый палестинец, назовем его Ахмед, и говорит:

- Хочешь, расскажу анекдот?
- Конечно, хочу, - отвечаю я.
- Тогда слушай: приходит к старому арабу добрый еврей.

Я очень смеялся, потому что в теме. Хотя тема, честно говоря, не очень веселая.



Кровавый навет

26 марта 1144 года в лесу близ города Нориджа трое мужчин обнаружили труп мальчика. Это был 12-летний Уильям – подмастерье кожевенника. В последний раз его видели 21 марта, когда он отправился к нориджскому архидиакону устраиваться на работу.

Тело несчастного носило следы издевательств. Местные жители решили, что убийство учинили евреи (в городе их, наверное, было немногим больше сотни) для совершения религиозного  ритуала по случаю праздника Пейсах. Ребенка якобы привязали к кресту и подвергли пыткам, насмешнически воссоздавая страдания Христа.  

Смерть Уильяма из Нориджа. Находится в церкви Святой Троицы в Лоддоне близ Нориджа

Справка
Пейсах (Песах): иудейский праздник, посвященный исходу евреев из Египта.


Некоторое время спустя монах-бенедектинец Томас Монмутский написал «Житие и чудеса святого Уильяма из Нориджа» (The Life and Miracles of St. William of Norwich). Из чего следует, что мальчик стал святым, правда, неофициально – канонизирован он не был.


Уильям из Нориджа

Очень примечательно, что этот парень (монах-бенедектинец) приехал в город только через шесть лет после убийства и сразу принялся за расследование преступления. Он рьяно опрашивал свидетелей, в том числе принявших христианство евреев. И один из последних  будто бы рассказал ему о некоем пророчестве, согласно которому евреи смогут вернуться на родину, только если будут ежегодно приносить в жертву ребенка-христианина. Также примечательно и то, что в своем повествовании Томас делает упор на святости мальчика, утверждая, что от его тела исходил свет, и упоминая случаи целебного воздействия его могилы на местных прихожан.

Это, конечно, не значит, что все вокруг верили в россказни о кровавых ритуалах. Например, представители местных властей отказались предъявлять евреям обвинение в виду отсутствия доказательств. Более того, некоторые священнослужители выступали против культа Уильяма из Нориджа, потому что до своей смерти мальчик в праведности замечен не был.

Так зачем же, спрашивается, Томас Монмутский написал свою книгу и с таким пристрастием продвигал идею мученической гибели Уильяма от рук евреев-изуверов? На этот вопрос ответ найти можно. Дело в том, что когда в городе имеется объект поклонения, то туда стекаются паломники, которым нужно где-то размещаться, что-то есть, что-то пить и так далее. Чуете, куда клоню? Да-да, я говорю о материальной выгоде. Поэтому есть мнение, что бенедектинца на это предприятие подтолкнул эпископ нориджский Уильям де Турбевилль…



Церковь Святой Троицы в Лоддоне близ Нориджа

Ну а чем же народу не угодили евреи, что их записали в душегубы? Во-первых, иноверцы, что настораживает, а во-вторых, ростовщики. Церковь относилась к взиманию процентов с нескрываемой неприязнью. «Христианский Цицерон» Лактаций (250 – 325) считал эту практику грабежом, Св. Амброзий (340 - 397) приравнивал ее к убийству, папа Урбан III (1120 – 1187) ссылался на Евангелие от Луки, где сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», а участники третьего Латеранского собора, созванного папой Александром III в 1179 году, требовали отлучать нераскаявшихся лихоимцев от церкви. У евреев ситуация была схожая, однако давать деньги под проценты гоям (то есть неевреям) закон Моисеев не воспрещал. Поэтому они заняли эту прибыльную нишу вполне на законных основаниях. Ну а куда деваться: землей им владеть было нельзя, и в ремесленных гильдиях их никто не ждал. Так что… Короче говоря, евреев ненавидели, как обычно ненавидят кредиторов.

Однако эта грустная история с Уильямом из Нориджа еще примечательна тем, что это был первый случай обвинения евреев в ритуальном убийстве в Европе. Первый кровавый навет. Этот «тренд» тут же подхватили другие европейские страны, и понеслась по христианскому миру легенда о том, что проклятые иудеи пьют кровь невинных младенцев. Конечно, приятно иметь козлов отпущения, на которых можно свалить все, что угодно.


Иллюстрация кровавого навета, картина находится в польском соборе Sandomierz

С этой поры антисемитизм на Альбионе зацвел пышным цветом. В 1218 году Англия стала первой европейской страной, где евреев обязали носить отличительный знак. В последующие годы евреев обложили непомерными налогами, а в 1275 году им запретили заниматься ростовщичеством (Statute of the Jewry). Хорошенькое дельце. А чем же тогда заниматься, если больше ничего нельзя? Ну и, наконец, в 1290 году его величество Эдуард I издал эдикт об изгнании (Edict of Expulsion). Евреям предписывалось под страхом смертной казни немедленно покинуть территорию страны. Причем взять с собой позволялось только то, что можно было унести - все остальное имущество переходило в собственность короны.

Эдуард I

Нюанс
Что характерно, в мусульманском мире кровавых наветов на евреев не наблюдалось… По крайней мере до 19 века.

Историческая справка
Первое гетто появилось (нет, не в Англии) в Венеции в 1516 году. Евреям  выделили территорию на окруженном каналами островке в районе Каннареджо. Оно просуществовало до прихода в город Наполеона в 1797 году. Оттуда же пошло и слово гетто. Оно означало «литейная мастерская», одна из которых находилась в той местности.


Рабби

В 17 веке в Амстердаме жил человек по имени Маноэль Диаш Соэйро. Правда, друзья звали его несколько иначе, а именно Менаше бен Исраэль. И я не вижу никакой причины, почему я не могу его так называть.

- Человек имеет полное право менять свое имя, как ему заблагорассудится. И если ему хочется, чтобы его звали Мухаммед Али, то, черт возьми, у нас свободная страна, ты должен уважать его желания и называть его Мухаммед Али!


Кадр из фильма «Поездка в Америку»

Чтобы не вгонять читателей в тоску, я опущу подробности его биографии и скажу главное: это был очень ученый мужик, или, выражаясь высокопарно, выдающий мыслитель, богослов и просветитель. Лично меня как полиглота восхищает его лингвистический талант: он знал древнееврейский, древнегреческий, латынь и восемь современных языков. Есть мнение, что он был самым или по крайней мере одним из самых уважаемых евреев в Европе того времени. Кстати, среди его учеников был Барух Спиноза, а среди друзей - Рембрандт, который написал его портрет.

Менаше бен Исраэль, портрет работы Рембрандта, 1636 г.

Однако особое значение для нас имеет следующий факт: Менаше был мистиком-каббалистом и считал, что Мессия придет только после того, как евреи расселятся во всех уголках Земли. А тут как раз все так совпало…

Во-первых, в 1640-х годах один хороший человек, португальский путешественник, по имени Антонио де Монтесинос (для друзей просто Аарон Леви) съездил в Южную Америку и обнаружил там, кого вы думаете? ПОТОМКОВ ДЕСЯТИ ПОТЕРЯННЫХ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ.


– Нашел!
– Что именно?
– Формулу!


Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Историческая справка
Было на свете Израильское царство. Когда им правили Давид и Соломон, оно очень даже процветало. Но в 930 году до н.э. Соломон умер, и на престол взошел его сын Ровоам. Этот человек отличался суровым нравом, и многим это категорически не нравилось. В итоге, 10 колен откололись и образовали Северно-Израильское царство. А в 722 году до н.э. его завоевали ассирийцы, которые увели население в плен. Далее след «северян» теряется, и их ищут до сих пор.


Так вот, этот самый Аарон Леви утверждал, что в Андах (в районе современного Эквадора) он встретил людей, которые цитировали Тору и украшали свои гончарные изделия звездой Давида.

Во-вторых, в этот же период в Англии случились гражданская война и революция, которые окончились казнью короля Карла I (1649) и установлением чего-то вроде республики с Оливером Кромвелем во главе. При этом революционные власти отличались изрядной веротерпимостью (католики не в счет), и на этих дрожжах в стране развелось огромное количество околопротестантских сект (о некоторых из них читайте здесь). Иными словами, одухотворенные англичане погрузились в мистического характера искания.

«Настал момент, нельзя медлить», - подумал Менаше и написал книгу «Надежда Израиля» (Esperança de Israel), в которой он научно доказывал, что жители «Нового мира» действительно являются потомками потерянных колен. Труд немедленно перевели на английский и опубликовали на «острове». Причем мыслитель посвятил это издание парламенту и государственному совету. Работа имела бешенный успех. Еще бы, такая захватывающая ветхозаветная тема!



После этого Менаше начал переписку с Кромвелем на предмет возвращения евреев на Альбион. Интересно, что про это дело прознали люди с длинными языками, и по Лондону пошел слух, что Оливер, дескать, хочет продать иудеям собор святого Павла...

Английский лидер был человеком очень неглупым. Он прекрасно понимал, что присутствие в стране евреев сулит немалые финансовые выгоды, и пригласил ученого в гости. Тот приехал и изложил ему свои доводы, что мы, мол, хорошие, мирные люди, в деньгах знаем толк, в бизнесе разбираемся, и Англия, приняв нас, только выиграет. Кромвель призадумался и устроил по этому поводу общественные слушания. Однако...


Оливер Кромвель... есть что-то в нем от Высоцкого

Нет, юристы ничего против не имели. Они даже утверждали, что решение Эдуарда I не имеет юридической силы, потому оно не было ратифицировано парламентом. А вот предприниматели (зачем нам конкуренция?!) и клирики (зачем нам иноверцы?!) заартачились. В итоге, Оливер дал Менаше понять, что селиться вы у нас можете, но по-тихому. Короче, все получилось в стиле Александра I: «Сие нам не противно, но бумажку выдать не можем». Но как бы то ни было, писатель Джон Эвелин отметил в своем дневнике 14 декабря 1655 года, что евреям разрешили вернуться (Now were the jews admitted).

Джон Эвелин, портрет работы Готфрида Кнеллера, 1687 г.

Однако Менаше расстроился, что не получил официального уведомления и, грустный, уехал в Амстердам, где вскоре умер. Тем не менее евреи начали по-тихому оседать на Альбионе. А когда в стране восстановили монархию (1660), его величество Карл II взял их под свое крылышко уже вполне официально, несмотря на требование некоторых консервативных граждан немедленно изгнать иудеев. Так что в 1701 году они построили себе в Лондоне синагогу Bevis Marks.

Синагога Bevis Marks

Это - единственный в Европе еврейский молельный дом, где богослужения совершаются без перерыва уже более 300 лет.

На этом все. Уважайте друг друга, и воцарится на Земле мир!

(С) Денис Кокорин
___________________________
Подписывайтесь на Занимательную Англию в соцсетях:
https://www.facebook.com/enjoyenglandblog
http://vk.com/enjoy_england
https://www.instagram.com/enjoy_england

Featured Posts from This Journal

Занятно. Как говорится, "и эти люди запрещают нам ковырятся в носу!"
Байка про "христианских младенцев" очень живуча. Люблю почитать "true-crime" форумы, так там время от времени при обсуждении какого-нибудь кровавого убийство нет-нет да и вспоминают евреев и жертвоприношения на пасху... Мотивируют тем, что не бывает дыма без огня и раз уже сотни лет об этом говорят значит "что-то такое было" :(
Могу порадовать. И православие не отставало от мира. И у него есть два святых отрока, чью кровь евреи обратили в мацу. А как организовано проходили в России погромы. Куда - то мгновенно исчезали городовые. А впереди толпы шел батюшка с иконкой. А позади катились пустые телеги, ибо истовые верующие шли на разбой и грабеж. И все искали спрятанное евреями золото, а когда не находили, то не только били и насиловали, но и убивали во имя Христа. А при Николае Втором, в империи, прошла такая волна погромов, что из страны бежали миллионы евреев; кто в Палестину, кто в Европу, а кто и в Америку. А потом громили белые, зеленные, красные в поиске того же мифического золота... Потом, по души еврев пришли нацисты, а чего стоили, уже послевоенные репрессии Сталина, преследовавшего сионистов. А с появлением Израиля, именно СССР поддержал оружием, советниками и даже своими солдатами, пилотами и морским флотом - арабов, чья цель уничтожить еврейское государство, возрожденное, отнюдь не в арабском, а в своем историческом национальном доме, который тысячелетиями известен, как Иудея, Самария и Израиль.

И действительно, откуда в России может взяться бытовой антисемитизм, разве что в голове дурака! Но откуда их столько?!
Вообще-то большие проблемы у евреев начали несколько раньше, со второй Иудейской войны. Когда они подняли в очередной раз восстание и начали с того, что убили пару сотен тысяч римских граждан, проживавших в провинции Иудея. После подавление восстания иудеям запретили жить в провинции Иудея, вызвав тем самым расселение евреев по миру, а провинцию переименовали в Сирию-Палестину, чтобы даже название не напоминало об этих событиях.
fabiy_maksim. Вы, будучи арабистом, явно многое почерпнули у мусульман, как например склонность соврать или преувеличить.
Ведь, на самом деле, таки было восстание иудеев под предводительством Бар - Кохбы - против римлян, которые оккупировали их Родину, которое длилось несколько лет и носило, в основном, партизанский характер.
Большие жертвы были с обеих сторон, но римляне не привыкли к таким потерям при подавлении повстанцев, и Наместник, до такой степени осерчал, что решил стереть с карты планеты само название государства Иудея, то есть переименовал всю территорию Иудеи - в Палестину, по имени филистимлян, тоже оккупантов, выходцев из острова Крит, которые, в конечном счете были разбиты иудеями и скорее всего ассимилировались среди иудеев. Больше о них нигде не упоминается. Я это к тому, что арабы к Палестине - имеют такое же отношение, как евреи к Биробиджану.
Так откуда вы взяли, столько убиенных иудеями: " пару сотен тысяч римских граждан", если там было только пара тысяч римских чиновников с семьями и несколько легионов солдат, потери которых, естественно, пополнялись из метрополии... Вы евреев с кем - то перепутали?!
Поправлю вас, с вашего разрешения. Первые упоминания о так называемом "кровавом навете" на евреев произошел гораздо раньше во времена Антио́ха IV Епифа́на (ок. 215 до н. э. — 164 до н. э.) — сирийского царя из династии Селевкидов македонского происхождения. Когда Антиох осквернил Иерусалимский храм, еврейский взрыв негодования встретил сочувственный отклик во всем эллинистическом мире, поскольку святотатство, пусть даже совершенное в чужом храме, считалось непростительным преступлением. Ответом греков стало начало компании по дискредитации еврейского народа и религии. Именно тогда появился миф о "ритуальном" убийстве. На основе популярных вымыслов и домыслов была состряпана рассчитанная на внешний эффект история о том, что Антиох, войдя в Иерусалимский храм, обнаружил там греческого пленника, приготовленного для приношения в жертву иудейскому богу. как будто бы царь с ужасом узнал от пленника, которому (здесь очень смешно) рассказали храмовые служители!!!, что у евреев существует сложившаяся практика:" Поймав какого нибудь греческого(!!!) бродягу, они год кормят этого человека, затем, отведя его в лес, тело его по своему обряду приносят в жертву и , вкусив от его внутренностей, во время жертвоприношения произносят клятву в том, что всегда будут ненавидеть эллинов". Античный мир был настолько не готов (да и как современный мир в частности) к восприятию идеи монотеизма и к поклонению Б-гу, не имеющего конкретного физического образа, что нашел в этих фейковых историях сочетающихся с другим утверждением Антиоха, якобы обнаружившего Осла(!!!) в Святая Святых Храма, возможность обоснованно представить себе, будто осел(!!!) и является истинным объектом поклонения иудеев, а в последствии и христиан. Вошедший в Храм Помпей не обнаружил там скульптурного изображения божества, и Тацит, зная это, иносказательно дал понять, что изображение осла предназначалось для жертвоприношения по обету. а вовсе не было объектом поклонения; однако выражения Тацита были столь туманы, что ввели в заблуждение как Тарлуллиана, так и большинство современных авторов. Разумеется, простой народ в своей массе никогда не вникал ни в какие в тонкости, он просто полностью поверил в то, что евреи поклоняются ослу. Таким образом эллинистическая партия Иерусалим, опасаясь еще и того, что неуклонное соблюдение еврейских обычаев приведет к усилению антиеврейских настроений, обратилась к Антиоху и тем самым вовлекла его в затяжную войну с лояльными Селеквидам евреями, невольно поспособствовав широкому распространению античной юдофобии в самой злостной ее форме. В последующие века обвинения в ритуальных убийствах выдвигались не столько против евреев, сколько против христиан, тем более что обряд причастия придавал этим обвинениям известный оттенок чисто внешнего правдоподобия. Христиане, в свою очередь, стали обвинять в приверженности к этим обрядам своих собственных гностиков и представителей других сект. Однако начиная с 12 века, евреи снова стали основной мишенью для нападок. Обособленный образ жизни еврейского народа и подчеркнутая солидарность только укрепляли подозрения о том, что все евреи испытывают чувство враждебности ко всем неевреям без исключения. Odium generis humani (ненависть к роду человеческому) - вот что стало рефреном, Всегда сопровождавшим выявление и изобличение "врагов народа" сначала из числа евреев, а затем и христиан, соответственно.
Все верно. Но в тексте я говорю о Европе: "это был первый случай обвинения евреев в ритуальном убийстве в Европе".
Евреи ни на один день не покидали Англию (Россию, Испанию и все другие страны, откуда их "изгоняли").
Желающим остаться было достаточно "принять крещение".
А при первой же возможности все они возвращались к "вере отцов".
Доля правды в ваших словах есть. Но: крестившихся евреев преследовали, подозревая их в тайном исповедании своей веры. Инквизиция была начеку. Родители того же Менаше были марраны - португальские евреи, принявшие христианство. И они были вынуждены бежать в Нидерланды от преследований. В Англии в 17 веке была небольшая горстка марранов, но не более того.
"Очень неглупый" человек Оливер Кромвель вырезал 15 миллионов ирландцев - исключительно для демонстрации своего острого-содомического-англиканского интеллекта. Эхо этой резни продолжает звенеть в ушах всего человечества по сей день. А Гитлер был очень похож на Исуса Христа - нагорные проповеди Адольф Алоизыч очень любил.

И ещё. Если писать о евреях в английской истории, то рассказик о Бене Дизраэли - обязательная часть этой истории. Кроме того нехудо было бы упомянуть об отношении к английским евреям Джорджа Вашингтона и Бена Франклина, ратовавших об изгнании этих английских кошельков из США.
15 миллионов это вы переборщили. Но факт остается фактом: ирландцев убили много(

А про последнее, может, как-нибудь напишу. Тут у меня была одна цель: рассказать, как прогнали и как вернулись. Интересных фактов очень много, но написать обо всем в одном посте - слишком большая простыня получится. А Дизраэли безусловно достоин отдельной статьи.

Edited at 2016-10-20 03:20 pm (UTC)
О, что-то слышится родное.
В данном моменте:
"Евреям предписывалось под страхом смертной казни немедленно покинуть территорию страны. Причем взять с собой позволялось только то, что можно было унести - все остальное имущество переходило в собственность короны".

Восстановилась связь времён. ))
Иноземным богатеям, проживающим в Англии, скоро будет предписано предъявить справку по требуемой форме, что богатейство ихнее является честно заработанным, иначе опп! - оно перейдёт в собственность Короны.
Казнь русским и арабским нуворишам, правда, не угрожает, токмо отъём нелигитимно нажитой недвижимости.
Как, оказывается, глубоко прорастают корни у варианта быстро и безболезненно подкормить чужим имуществом свою казну, не теряя при этом белопушистой репутации.