Велосипед: от беговела до «пенни-фартинга»



Не знаю, как вы, но я в качестве одного из самых замечательных явлений XIX века назвал бы велосипед...

Первую модель этого вида транспорта изготовил в 1818 году барон Карл фон Дрез (нетрудно догадаться, что слово дрезина произошло от его имени). Правда, эта версия педалями снабжена еще не была, так что речь пока идет о беговеле.

Беговел фон Дреза

Трудно сказать, насколько интенсивно велись работы в этом направлении. Но человечеству понадобилось еще двадцать лет, чтобы довести дело до ощутимого результата: в 1839 году шотландский умелец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретение родовитого немца и создал нечто вполне похожее на современный велосипед (уже с педалями). Однако по каким-то причинам это ездовое устройство распространения не получило.


Велосипед Киркпатрика Макмиллана, 19 в.

Прошло еще 20 лет, и к процессу подключились французы: в 1863 году очередную модель изготовил Пьер Лалман (она сильно напоминала детище Макмиллана, но была сделана из железа). И уже год спустя промышленники братья Оливье в партнерстве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск. Есть мнение, что именно Мишо додумался до слова «велосипед».


Велосипед Лалмана, 19 в.

Ну а в 1870 году британец Джеймс Старли создал настоящее произведение искусства - «большеколесник» (high wheeler): замечательнейший прибор с огромным передним колесом и малюсеньким задним.


Большеколесник Старли, 19 в.

Я, честно говоря, не совсем понимаю, почему творение Старли не вдохновляло поэтов на творчество. Умел бы я писать стихи, обязательно сочинил бы «оду лисапеду». И вообще, не прибегая к помощи интернета, я могу припомнить лишь одно художественное произведение об этом транспортном средстве: «Укрощение велосипеда» Марка Твена. Вопиющая несправедливость.

Кстати, в 1890-х годах «большеколесники» стали называть «пенни-фартингами». Почему? Элементарно, Ватсон: пенни (мелкая монета) символизировало переднее, большое колесо, а фартинг (четверть пенни по достоинству), будучи сильно меньше по размеру, – заднее.


Усовершенствованный большеколесник, 19 в.

Кончено, с тех пор многое изменилось. Появились серьезные модели с большим количеством скоростей и прочими прибамбасами. Но я остановлюсь на своем любимце: старом добром «большеколеснике».

Напоследок скажу лишь вот что: 30-минутная прогулка на велосипеде при скорости 12 км/ч избавит 60-коллограмового человека от 360 калорий. Это немного, но все же… Так что катайтесь на здоровье.

Recent Posts from This Journal

Большеколёсник у вас в любимчиках будет ровно до тех пор, пока вы на нём не покатаетесь. И не несколько десятков метров, а хотя бы километров 15-20. А потом, для контраста, пересядите на стандартный современный кросскантрийный велосипед.
О да, тут не поспоришь. Но он мне очень нравится эстетически. Как символ эпохи. Ну и смешной он, конечно.

Edited at 2016-04-15 09:33 am (UTC)
Спасибо, очень интересно. Забавно кстати, что у "пенни-фартинга" заднее колесо действительно кажется крохотным по сравнению с передним, но на самом деле сравнимо с размером колеса современного горняка :)

А чего это 360 ккал это немного? Это очень много :) Если каждый день, то легко можно за месяц на3-4 кг похудеть :)
Зато Твен написал замечательно)
Я сначала не заметила педалей, странно видеть их на колесе...
Спасибо за пост!
Должно быть большая требовалась сноровка, чтобы на этот "пеннифартинг" хотя бы запрыгнуть.
А как удавалось после того, как потеряв равновесие завалиться набок (обычное дело с незадачливыми велосипедистами) привести его обратно в вертикальное положение - с современными велосипедами хватает длины ног, но тут бы явно не хватило?
Должно быть большая требовалась сноровка, чтобы на этот "пеннифартинг" хотя бы запрыгнуть.
А как удавалось после того, как потеряв равновесие завалиться набок (обычное дело с незадачливыми велосипедистами) привести его обратно в вертикальное положение - с современными велосипедами хватает длины ног, но тут бы явно не хватило?
Ну и романтическая баллада 60-х годов, посвященная лондонским велосипедистам: